Использование Кортексина при ЗПР

Кортексин – это лекарственный препарат, относящийся к группе ноотропов. Он представляет собой полипептиды, полученные из коры крупного рогатого скота путем особой переработки. Средство обладает способностью улучшать когнитивные процессы: внимание, речь, память. Это возможно за счет свойства препарата нормализовывать передачу импульсов между нервными клетками. Кортексин защищает структуры ЦНС от повреждающих факторов и ускоряет выздоровление организма при неврологических заболеваниях. Для препарата также характерна противоэпилептическая активность – он выравнивает соотношение между активирующими и тормозящими веществами в головном мозге, что уменьшает вероятность развития очагов чрезмерного возбуждения.

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение физиологического темпа созревания психики. При этом психические функции (память, мышление, внимание, эмоции, воля) не соответствуют возрастным нормам.

Причины данного состояния многочисленны:

  • Генетическая аномалия.
  • Неблагоприятное течение беременности (инфекции, токсикозы, травмы).
  • Патологические состояние во время родов (травмы, асфиксия).
  • Недоношенность.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные заболевания.
  • Психическая травма.
  • Неблагоприятные условия воспитания.

Выделяют 4 основных типа ЗПР:

  • Конституционный – задержка развития обусловлена индивидуальными особенностями сниженного темпа развития ЦНС. Дети с такой патологией обычно ведут себя как более младшие по возрасту. У них также может быть отставание в физическом развитии (рост и вес), эмоциональная неустойчивость, сниженные память и внимание.
  • Соматогенный – в этом случае причиной являются тяжелые соматические заболевания: болезни сердца и сосудистой системы, бронхиальная астма, почечная недостаточность, пневмонии. Часто, из-за длительного течения этих патологий ребенок долгое время находится в больницах, вследствие чего имеет меньше социальных контактов по сравнению со сверстниками. Проявляется этот вариант в виде чувства слабости, сонливости, сниженной работоспособности, гиперактивностью, заторможенностью, поверхностным вниманием и слабой памятью. Эти дети обычно плохо осваивают новые виды деятельности.
  • Психогенный – формируется при нахождении ребенка в неблагоприятных социальных условиях. К такому типу ЗПР могут привести недостаточная или чрезмерная опека, физическое насилие и агрессия со стороны родителей. В результате возникают неврозы и навязчивость. Формируется незрелая личность, для которой характерны снижение воли, эмоциональная неустойчивость, безынициативность, импульсивность.
  • Церебрально-органический – наблюдается при поражениях вещества головного мозга. Этот тип встречается чаще всего. Дети с такой патологией психически неустойчивы, они шумные и подвижные, легко вступают в конфликт. При этом, в общении со взрослыми могут проявляться назойливость и ласка. Ребенок с церебрально-органической ЗПР как правило несамостоятельный, нерешительный, робкий, медленный и чрезмерно привязанный к родителям.

Для детей с задержкой психического развития любого типа характерны сложности в общении с окружающими. Они обычно не принимают участия в коллективной деятельности, играют в одиночку, почти не контактируют со сверстниками. В эмоциональной сфере такие люди неустойчивы, они очень резко и необоснованно изменяются в своем настроении (быстро переходят от смеха к плачу, от доброжелательности к агрессии).

Диагностика ЗПР

Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка данная патология, в первую очередь необходимо проявлять внимание и ответственность. Своевременное посещение врача-педиатра и регулярное прохождение медицинских осмотров позволяет выявить ЗПР на ранних стадиях.

Для точной установки диагноза требуется обследование ребенка комиссией врачей разных специальностей: детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, невролога и психиатра.

Полезными в диагностике окажутся следующие инструментальные методы:

  • Электроэнцефалография.
  • Компьютерная томография (КТ).
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение ЗПР

Основные принципы терапии ЗПР – это комплексность и системность проводимых мероприятий. Таких детей необходимо держать под наблюдением в течение длительного времени, оценивать степень соответствия психического развития ребенка возрастным нормам.

Рекомендуется особенно тщательно заниматься с детьми развитием таких сфер деятельности, как восприятие, память, мышление, внимание, речь. Для этого необходимо участие грамотных педагогов, психологов и дефектологов.

С медикаментозной точки зрения полезными окажутся препараты, оказывающие положительное действие на когнитивные процессы. Основная группа таких препаратов – это ноотропы, одним из представителей которых является Кортексин. За счет улучшения взаимодействия между нервными клетками, импульсы в цепочках нейронов передаются более быстро. Именно эти процессы и лежат в основе мышления, памяти и речи.

Безусловно, основополагающий момент лечения – устранение причины ЗПР. Нормализация микроклимата в семье ребенка или борьба с неврологическим заболеванием должны быть первоочередными задачами в борьбе с данной патологией.

Таким образом, несмотря на множество вариантов ЗПР, Кортексин оказывает свой эффект вне зависимости от причины возникновения этого заболевания. Но не стоит забывать о том, что лечение должно быть комплексным и своевременным. Только врач имеет право назначать медикаментозную терапию. Задача же родственников и близких – быть внимательными к ребенку.

Статьи
Дозозависимое действие кортексина при хронической ишемии мозга

Читать дальше
Оценка эффективности препарата Кортексин в терапии пациентов с постковидным синдромом
Читать дальше
Нейропептиды в реабилитации пациентов после инсульта
Читать дальше
Дисфазия развития у детей
Читать дальше
Лечение детей с ушибом головного мозга
Читать дальше
Нарушения управляющих функций у детей с дислексией
Читать дальше