Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы дипломированным специалистом в сфере здравоохранения?
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ
Л.С. ЧУТКО, С.Ю. СУРУШКИНА, Е.А. ЯКОВЕНКО, Т.И. АНИСИМОВА, М.Д. ДИДУР, С.А. ЧЕКАЛОВА
ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия;
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Резюме
Цель исследования. Изучение выраженности нарушений управляющих функций у детей с дислексией и оценка эффективности лечения данной патологии с помощью препарата Кортексин.
Материал и методы. В исследование были включены 60 детей в возрасте 8—11 лет со специфическим расстройством чтения (F.81.0). Оценка навыков чтения проводилась с помощью методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Диагностическое обследование включало неврологический осмотр с проведением теста на диспраксию, электроэнцефалографию с проведением визуального и количественного анализа. Для объективизации степени выраженности нарушений памяти использовалась методика «Оперативная память». Количественная оценка нарушений внимания и импульсивности осуществлялась с помощью шкалы SNAP-IY и теста TOVA (The Test of Variables of Attention). В основную группу вошли 30 пациентов, получавших препарат Кортексин, в группу сравнения — 30 пациентов, получавших препарат энцефабол. Контрольное исследование для анализа эффективности терапии проводилось через 1 мес после окончания терапии. Контрольную группу составили 60 детей такого же возраста без проявлений дислексии.
Результаты и заключение. Дети с дислексией характеризуются более высоким уровнем невнимательности и импульсивности, а также достоверно более низкими показателями рабочей памяти по сравнению с детьми из контрольной группы. Выявленные снижение внимания и рабочей памяти, а также повышенный уровень импульсивности являются проявлениями нарушения управляющих функций у детей с дислексией. После курса лечения Кортексином и энцефаболом было отмечено значимое повышение навыков чтения, улучшение показателей внимания и рабочей памяти в обеих группах. Эффективность лечения оказалась несколько выше при использовании кортексина (улучшение было отмечено у 73,3% пациентов), чем энцефабола (60,0%). Согласно данным сравнительного анализа результатов ЭЭГ, после курса лечения кортексином у детей с дислексией регистрируются достоверные нейрофизиологические изменения, свидетельствующие об активации регуляторных систем мозга.
Ключевые слова: специфическое расстройство чтения, дислексия, управляющие функции, кортексин, энцефабол.
Одной из актуальных проблем современной детской психоневрологии являются специфические расстройства обучаемости. Для обозначения данных расстройств также используется термин «недостаточная (или затрудненная) обучаемость» (learning disability) (МКБ-10-F.81). К данной группе патологических состояний относится и дислексия (Developmental Dyslexia — дислексия развития) — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
Согласно критериям МКБ-10, применение данного диагноза возможно при наличии следующих признаков:
Данное расстройство встречается в популяции в 5—10% случаев. Дислексия встречается реже в странах с письменностью, построенной, в основном, по фонетическому принципу (ортогональные языки — близость звукового и буквенного обозначения), чем в странах с языками, где доминирует традиционная условная орфография. Так, S. Shaywitz зарегистрировал проявления дислексии у 17% школьников, M. Rutter и соавт. пишут о том, что дислексия встречается у 4% детей школьного возраста, с преобладанием мальчиков (от 1,5:1 до 3,1:1). Следует отметить, что у 7% детей в популяции порог овладения чтением на 1,5 стандартных отклонения ниже стандартного уровня для данного возраста.
Ранее считалось, что в странах с иероглифической письменностью отмечается минимальная распространенность дислексии. Однако масштабное исследование, проведенное китайскими специалистами, позволило выявить признаки дислексии у 5,4% детей 7—12-летнего возраста. Причем у мальчиков это расстройство отмечалось в 8,4% случаев, а у девочек — в 2,3%, таким образом, соотношение мальчиков и девочек составило 3,7:1,0.
Дислексия нередко встречается и во взрослом возрасте. Так, U. Wolff и I. Lundberg зарегистрировали проявления дислексии у 4% студентов факультетов искусства и 1,5% — других факультетов. Соотношение мужчин и женщин, страдающих дислексией, в зависимости от характеристики чтения составляет 1,8:1,0—1,0:1,0.
Этиология дислексии определяется множеством различных причин, связанных как с наследственными факторами, так и с влиянием перинатальной патологии. В настоящее время дислексия рассматривается как нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга, в частности левой теменно-височной области (отвечает за звуко-буквенный анализ, декодирование) и левой затылочно-височной области (быстрое автоматизированное распознавание читаемых слов).
Цель настоящего исследования — изучение нарушений управляющих функций у детей с дислексией и оценка эффективности лечения данной патологии с помощью препарата Кортексин.
Были обследованы 60 детей в возрасте 8—11 лет, 43 (71,7%) мальчика и 17 (28,3%) девочек с дислексией. Средний возраст выборки составил 9,4±1,3 года.
Критерии включения: наличие диагноза «дислексия» (F.81.0) в соответствии с критериями МКБ-10. Все дети являлись учащимися младших классов массовых школ, при этом обучающиеся в 1-м классе включались только с начала второго учебного полугодия.
Критерии невключения: наличие умственной отсталости, задержка психического развития, эпилепсия, постконтузионный синдром, последствия нейроинфекций, а также тяжелые хронические соматические заболевания, влияющие на когнитивные функции.
Оценка навыков чтения проводилась с помощью методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Для исследования развития навыков чтения по данной методике первоклассникам предлагалось прочитать отдельные слова, учащимся 2—4-го классов — текст. В рамках данного исследования оценивались скорость, способ и правильность чтения, а также понимание смысла прочитанного текста. Использование данной методики позволяет обнаружить нарушения навыков письма и чтения у детей разного возраста.
Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме с использованием теста Лесны на диспраксию-дисгнозию.
Для количественной оценки рабочей памяти применялась методика «Оперативная память», в ходе которой перед ребенком ставилась задача запомнить ряд чисел (диапазон от 1 до 7) и записать результаты сложения цифр, следующих друг за другом. Время, предоставляемое на работу с одним рядом чисел, составляло 25 с. В работе использовалось 10 рядов по 5 чисел и фиксировалось количество правильных ответов.
Оценка степени невнимательности, гиперактивности и импульсивности проводилась с помощью шкалы SNAP-IY. Кроме этого, использовался тест непрерывной деятельности TOVA (Test of Variables of Attention), позволяющий оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста.
Диагностическое электроэнцефалографическое исследование проводилось всем обследуемым детям. Регистрация ЭЭГ осуществлялась на 21-канальном цифровом энцефалографе. Анализ кривой состоял в оценке общего функционального состояния мозга, уровня зрелости биоэлектрической активности мозга и соответствия ее характера возрасту пациента, выраженности изменений ЭЭГ и локализации патологических изменений. Производился спектральный анализ ЭЭГ до и после курса лечения.
Исследуемая группа методом случайной выборки была разделена на две равные части. Пациенты из основной группы (n=30) получали препарат кортексин в дозе 10 инъекций по 10 мг внутримышечно через день. Для лечения пациентов в группе сравнения (n=30) использовался препарат пиритинола дигидрохлорида моногидрата (энцефабол) в дозе 200 мг/сут (1 таблетка 2 раза день). Данный препарат традиционно применяется при лечении расстройств обучаемости. Другая терапия в течение данного периода не проводилась.
Пациенты в группах не имели различий по демографическим характеристикам и исходным клинико-психологическим показателям. Контрольную группу составили 60 детей такого же возраста без проявлений дислексии.
Контрольное обследование для анализа эффективности проведенной терапии проводилось через 1 мес после окончания терапии.
Дети из общей выборки отличались низкой скоростью чтения и большим количеством ошибок на уровнях слова, слога и буквы. Кроме этого, дети с дислексией испытывали трудности при понимании прочитанного текста. Средний балл оценки навыков чтения у детей с дислексией составил 24,4±7,3 (в контрольной группе — 42,5±4,8, p<0,05).
Необходимо отметить, что при исследовании неврологического статуса только у 7 (11,7%) детей с дислексией не отмечалось сопутствующих психоневрологических расстройств, однако выраженной очаговой симптоматики обнаружено не было. Наиболее типичными для общей выборки были проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который был выявлен у 46 (76,7%) детей. При этом у 23 (50,0% от всех детей с СДВГ в данной группе) из них отмечался комбинированный тип этого расстройства (СДВГ-К), у 19 (41,3%) — тип с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н), у 4 (8,7%) — тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ-ГИ).
Исследование, проведенное с помощью теста Лесны, показало наличие диспраксии у 29 (48,3%) пациентов из наблюдаемой группы. Средний балл составил 24,1±3,2 (при норме 26 баллов и более), что указывало на умеренную степень проявления диспраксии.
При сравнении результатов теста, направленного на исследование оперативной памяти, количество правильных ответов в группе детей с дислексией было достоверно меньше, чем в контрольной группе (табл. 1).
Показатели шкалы SNAP-IV (гиперактивность, импульсивность, раздражительность и особенно невнимательность) также оказались достоверно выше, чем в контрольной группе. Следует выделить умеренное повышение показателей импульсивности и раздражительности у детей общей группы (см. табл. 1). По словам родителей, данные проявления у детей отмечались преимущественно при выполнении домашних заданий.
Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у детей с дислексией выявляется статистически достоверное повышение показателя невнимательности в двух половинах теста и показателя импульсивности во второй половине теста по сравнению с детьми из контрольной группы (рис. 1). Статистически достоверных различий показателя импульсивности в первой части теста не наблюдалось.
При сравнении спектров мощности ЭЭГ на фоне закрытых глаз у пациентов с дислексией и практически здоровых детей наблюдается статистически значимое увеличение спектров мощности тета- и альфа-диапазонов в лобно-центральных и теменно-височных отведениях обоих полушарий (p<0,05). Статистически значимых различий в затылочных отведениях обоих полушарий не отмечалось (рис. 2).
Оценка результатов лечения показала, что в основной группе улучшение достигнуто у 22 (73,3%) детей. Родители сообщали о том, что дети быстрее справляются с домашними заданиями, повысилась школьная успеваемость. У детей улучшилась скорость чтения, уменьшилось количество грамматических ошибок. Средний балл оценки навыков чтения у детей после лечения в данной группе составил 36,2±8,1.
Рис. 1. Данные теста TOVA у детей с дислексией и в контрольной группе.
Fig. 1. Data of test TOVA in patients with dyslexia and control group.
По мнению родителей, дети стали усидчивее во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий, меньше отвлекались во время уроков, быстрее справлялись с заданиями. Кроме этого, родители отмечали улучшение памяти у детей.
Оценка тонкой моторики с помощью теста Лесны после курса Кортексина выявила значительное уменьшение диспраксии. Результаты психологического исследования показали улучшение оперативной памяти (табл. 2).
В 2 (6,7%) случаях отмечались незначительные проявления гипервозбудимости, прошедшие после окончания курса лечения. Другие нежелательные побочные эффекты и осложнения не выявлялись.
Оценка результатов лечения в группе сравнения показала улучшение у 18 (60,0%) детей. Родители детей в данной группе также сообщали об улучшении скорости чтения и уменьшении количества ошибок. Средний балл оценки навыков чтения у детей после лечения в данной группе составил 30,6±8,8.
Оценка тонкой моторики с помощью теста Лесны после курса энцефабола также показала достоверное уменьшение диспраксии. Результаты психологического исследования показали улучшение показателей оперативной памяти, однако оно было значимо меньшим, чем при использовании кортексина (см. табл. 2).
В 14 (46,7%) случаях отмечались значительные проявления гипервозбудимости, нарушения сна (в основномв виде трудностей засыпания). Другие нежелательные побочные эффекты и осложнения не выявлялись.
Рис. 2. Спектры мощности ЭЭГ у пациентов с дислексией и в контрольной группе.
Fig. 2. Spectra of power EEG in groups of patients with dyslexia and control group.
Повторное психофизиологическое исследование (тест TOVA) после курса кортексина позволило выявить значительное снижение невнимательности в обеих половинах теста. Такие же результаты были получены и при лечении препаратом пиритинола дигидрохлорида моногидрата (энцефабол). Кроме этого, статистически достоверное уменьшение количества ложных тревог было зарегистрировано во второй половине теста после курса лечения кортексином, тогда как после курса энцефабола статистически значимого уменьшения импульсивности не отмечалось, в первой половине теста, наоборот, наблюдалось незначительное увеличение ложных нажатий (рис. 3).
Согласно данным спектрального анализа ЭЭГ, после проведенного курса лечения Кортексином было отмечено статистически значимое уменьшение спектра мощности в тета-диапазоне на фоне закрытых глаз в лобных (F1, F2, F4, F8, Fz), височных (Т3, Т5, Т4) и теменно-центральных (P3, Cz, C4) отведениях (p<0,05) (рис. 4). При исследовании альфа-диапазона ЭЭГ статистически значимое уменьшение мощности было получено почти по всем отведениям (p<0,05), кроме затылочных.
Похожие статистически значимые результаты были получены и после применения энцефабола в тета-диапазоне в проекции лобных, центральных и теменных (отведения F1, F2, F4, C3, Cz, C4, P3, Pz, P4) отделов коры больших полушарий (p<0,05). Существенные различия между применением двух препаратов отмечаются в альфа-диапазоне ЭЭГ на фоне закрытых глаз, статистически значимого изменения мощности в лобных и центральных отведениях (F1, F2, F4, F7, F8, Cz, C4) после курса энцефабола получено не было (см. рис. 4), что свидетельствует о более выраженном увеличении неспецифических активирующих влияний в результате применения препарата кортексин.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой частоте сопутствующей психоневрологической патологии у детей с дислексией. Дислексия как изолированное расстройство встречалась лишь в небольшом количестве случаев. Наиболее часто в исследуемой группе встречались проявления СДВГ. Ранее в ряде работ была показана высокая коморбидность этих расстройств. По данным L. McGrath и C. Stoodley, у пациентов с дислексией отмечается уменьшение количества серого вещества в правом хвостатом ядре, что может иметь отношение к нарушению управляющих функций.
Рис. 3. Данные теста TOVA у детей с дислексией до и после лечения кортексином и энцефаболом.
Fig. 3. Data of test TOVA in patients with dyslexia before treatment and after treatment cortexin or encephabol.
Рис. 4. Спектры мощности ЭЭГ у пациентов с дислексией до и после лечения кортексином и энцефаболом.
Fig. 4. Spectra of power EEG in groups of patients with dyslexia before treatment and after treatment cortexin or encephabol.
Результаты исследования, свидетельствующие о снижении внимания, повышенной импульсивности и истощаемости у детей с дислексией, согласуются другими нейропсихологическими исследованиями, показавшими, что для детей с трудностями освоения школьных навыков характерен дефицит процессов программирования и контроля, а также регуляции активности.
Рабочая память, начиная с исследований A. Baddeley и G. Hitch, понимается как психическая функция, включающая кратковременную память, но несводимая к последней, поскольку рабочая память обеспечивает не только хранение, но и обработку информации. В настоящее время многими исследователями признано, что рабочая память является одной из основ целенаправленного поведения, при котором информация должна сохраняться и обрабатываться для обеспечения успешного выполнения задачи, т.е. является неотъемлемой частью обучения. Безусловно, это относится и к процессу обучения чтению. В ряде исследований была выявлена корреляция между показателями рабочей памяти и беглостью и точностью чтения у детей. Косвенным подтверждением роли рабочей памяти в качестве навыка чтения служат результаты исследования эффективности курса компьютерного тренинга рабочей памяти у студентов с дислексией. После завершения курса было отмечено, что при улучшении показателей рабочей памяти фиксировалось и улучшение скорости и качества чтения, а также возрастала способность находить ошибки. Результаты современных исследований дают весомые основания для признания вклада рабочей памяти, а также управляющих (исполнительных) функций (УФ) в целом в понимание прочитанного.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют предположить, что важную роль в клинической картине дислексии играют нарушения УФ. Под этим термином понимаются когнитивные процессы, которые регулируют, контролируют и управляют другими когнитивными процессами.
Согласно модели N. Friedman и A. Miyake [29], выделяется три ведущих аспекта УФ: обновление (updating — способность удерживать информацию в рабочей памяти, быстро обновляя ее при необходимости, одновременно предотвращая ее потерю), переключение (cognitive flexibility) и торможение неадекватного действия (inhibitory control). Таким образом, УФ позволяют сохранять и преобразовывать информацию для управления поведенческим ответом на событие и/или для осуществления когнитивных операций, т.е. выявленные в исследовании снижение внимания и рабочей памяти, а также повышенный уровень импульсивности у детей с дислексией являются проявлениями нарушения УФ.
Полученные нами результаты ЭЭГ позволяют предположить, что у детей с дислексией отмечается дисфункция фронто-таламической регуляторной системы, что согласуется с данными проведенных ранее нейрофизиологических исследований СДВГ и дислексии. Согласно современным представлениям, незрелость регуляторной системы, обеспечивающей процессы локальной избирательной модулирующей активации отдельных зон коры, в первую очередь может влиять на формирование трудностей обучения.
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что применение ноотропной терапии при дислексии у детей способствует улучшению показателей рабочей памяти и внимания, что в свою очередь приводит к значительному улучшению навыка чтения. Однако применение Кортексина, препарата, который широко используется в рамках комплексной нейрореабилитации у детей с различными психоневрологическими расстройствами, позволяет достичь достоверно более высоких результатов, что согласуется с данными других исследователей. В основной группе отмечалось не только более выраженное повышение внимания, но и достоверное снижение гиперактивности и тенденция к снижению импульсивности. В группе сравнения уменьшения гиперактивности не отмечалось, при этом было зарегистрировано незначительное повышение импульсивности. Несколько худшие результаты у детей, получавших препарат энцефабол, вероятно, можно объяснить некоторым повышением возбудимости и импульсивности в этой группе, что является помехой для оптимальной работы оперативной памяти и устойчивости внимания.
Кроме этого, после курса лечения кортексином у детей с дислексией регистрируются достоверные нейрофизиологические изменения, свидетельствующие об активации регуляторных систем мозга, что соотносится с клиническим улучшением и подтверждает эффективность проводимой терапии.
Таким образом, эффективность и безопасность применения позволяют рекомендовать препарат Кортексин для лечения дислексии у детей.
Cavalli E, Cole P, Leloup G, et al. Screening for Dyslexia in French-Speaking University Students: An Evaluation of the Detection Accuracy of the Alouette Test. J Learn Disabil. 2018;51:268-282. https://doi.org/10.1177/0022219417704637
Shaywitz SE. Dyslexia. New Engl. J Med. 1998;338:307-312. https://doi.org/10.1056/nejm199801293380507
Rutter M, Caspi A, Fergusson D, et al. Sex Differences in Developmental Reading Disability. JAMA. 2004;291(16):2007-2012. https://doi.org/10.1001/jama.291.16.2007
Peterson RL, Pennington BF. Developmental Dyslexia. Annu Rev Clin Psychol. 2015;11:283-307. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032814-112842
Lin Y, Zhang X, Huang Q, et al. The Prevalence of Dyslexia in Primary School Children and Their Chinese Literacy Assessment in Shantou, China. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(19):7140. https://doi.org/10.3390/ijerph17197140
Wolff U, Lundberg I. The prevalence of dyslexia among art students. Dyslexia. 2002;8:34-42. https://doi.org/10.1002/dys.211
López-Escribano C, Suro Sánchez J, Leal Carretero F. Prevalence of Developmental Dyslexia in Spanish University Students. Brain Sci. 2018;8(5):82. https://doi.org/10.3390/brainsci8050082
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь; 2003. Kornev AN. Narusheniya chteniya i pis’ma u detei. St. Petersburg: Rech’; 2003. (In Russ).
Kere J. The molecular genetics and neurobiology of developmental dyslexia as model of a complex phenotype. Biochem Biophys Res Commun. 2014;452(2):236-243. https://doi.org/10.1016/j.bbrc.2014.07.102
Mascheretti S, De Luca A, Trezzi V, et al. Neurogenetics of developmental dyslexia: from genes to behavior through brain neuroimaging and cognitive and sensorial mechanisms. Transl Psychiatry. 2017;7(1):e987. https://doi.org/10.1038/tp.2016.240
Deutsch GK, Dougherty RF, Bammer R, et al. Children’s reading performance is correlated with white matter structure measured by tensor imaging. Cortex. 2005;41:354-363. https://doi.org/10.1016/S0010-9452(08)70272-7
Rimrodt SL, Peterson DJ, Denckla MB, et al. White matter microstructural differences linked to left perisylvian language network in children with dyslexia. Cortex. 2010;46:739-749. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2009.07.008
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ; 2002. Fotekova TA, Akhutina TV. Diagnostika rechevykh narushenii shkol’nikov s ispol’zovaniem neiropsikhologicheskikh metodov: posobie dlya logopedov i psikhologov. M.: ARKTI; 2002. (In Russ.).
Заваденко Н.Н., Скрипченко Н.В., Гайнетдинова Д.Д., и др. Нарушения развития учебных навыков у детей: эффективность и безопасность Тенотена детского по данным многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(9):28-36. Zavadenko NN, Skripchenko NV, Gainetdinova DD, et al. Developmental disorders of academic skills in children: the efficacy and safety of Tenoten for children in the multicenter double-blind placebo-controlled randomized study. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry = Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2020;120(9):28-36. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/jnevro202012009128
Лесны И. Клинические методы исследования в детской неврологии. М.: Медицина; 1987. Lesny I. Klinicheskie metody issledovaniya v detskoi nevrologii. M.: Meditsina; 1987. (In Russ.).
Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Козлова Е.В. Клиническое применение пиритинола в нейропедиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(4):32-37. Zavadenko NN, Nesterovskii YuE, Kozlova EV. Pyritinol usage in pediatric neurology. Current Pediatrics. 2013;12(4):32-37. (In Russ.). https://doi.org/10.15690/vsp.v12i4.728
Tamm L, Denton CA, Epstein JN, et al. Comparing treatments for children with ADHD and word reading difficulties: A randomized clinical trial. J Consult Clin Psychol. 2017;85(5):434-446. https://doi.org/10.1037/ccp0000170
McGrath LM, Stoodley CJ. Are there shared neural correlates between dyslexia and ADHD? A meta-analysis of voxel-based morphometry studies. J Neurodev Disord. 2019;11(1):31. https://doi.org/10.1186/s11689-019-9287-8 Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер; 2008. Akhutina TV, Pylaeva NM. Preodolenie trudnostei ucheniya: neiropsikhologicheskii podkhod. SPb.: St. Petersburg; 2008. (In Russ.).v
Baddeley A, Hitch G. Working memory. In: Bower GA. ed. The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory. NY. Academic Press; 1974;47-89.
Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies. Annu Rev Psychol. 2012;63(1):1-29. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100422
Chai WJ, Abd Hamid AI, Abdullah JM. Working Memory From the Psychological and Neurosciences Perspectives: A Review. Front Psychol. 2018;9:401. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00401
Pham AV, Hasson RM. Verbal and visuospatial working memory as predictors of children’s reading ability. Arch Clin Neuropsychol. 2014;29(5):467-477. https://doi.org/10.1093/arclin/acu024
Peng P, Barnes M, Wang C, et al. A meta-analysis on the relation between reading and working memory. Psychol Bull. 2018;144(1):48-76. https://doi.org/10.1037/bul0000124
Haft SL, Caballero JN, Tanaka H, et al. Direct and Indirect Contributions of Executive Function to Word Decoding and Reading Comprehension in Kindergarten. Learn Individ Differ. 2019;76:101783. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2019.101783
Hung CO. The role of executive function in reading comprehension among beginning readers. Br J Educ Psychol. 2020:e12382. https://doi.org/10.1111/bjep.12382
Horowitz-Kraus T, Breznitz Z. Can the error detection mechanism benefit from training the working memory? A comparison between dyslexics and controls — an ERP study. PloS One. 2009;4:1-10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0007141
Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие. Психологический журнал. 2016;37(4):21-31. Vilenskaya GA. Ispolnitel’nye funktsii: priroda i razvitie. Psikhologicheskii zhurnal. 2016;37(4):21-31. (In Russ.).
Friedman NP, Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex. 2017;86:186-204. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023
Фишман М.Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола у детей с нарушениями речевого развития. Физиология человека. 2001;5:30-34. Fishman MN. Funktsional’noe sostoyanie kory i regulyatornykh struktur stvola u detei s narusheniyami rechevogo razvitiya. Fiziologiya cheloveka. 2001;(5):30-34. (In Russ.).
Mangina CA, Beuzeron-Mangina JH, Grizenko N. Event-related brain potentials, bilateral electrodermal activity and Mangina-Test performance in learning disabled/ADHD pre-adolescents with severe behavioral disorders as compared to age-matched normal controls. Int J Psychophysiol. 2000;37:71-85. https://doi.org/10.1016/s0167-8760(00)00096-9
Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Структурнофункциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка. Физиология человека. 2009;35(6):10-24. Bezrukikh MM, Machinskaya RI, Farber DA. Strukturnofunktsional’naya organizatsiya razvivayushchegosya mozga i formirovanie poznavatel’noi deyatel’nosti v ontogeneze rebenka. Fiziologiya cheloveka. 2009;35(6):10-24. (In Russ.).
Платонова Т.Н., Рыжак Г.А. Применение Кортексина при заболеваниях центральной нервной системы у детей. СПб.; 2004. Platonova TN, Ryzhak GA. Primenenie Korteksina pri zabolevaniyakh tsentral’noi nervnoi sistemy u detei. St. Petersburg; 2004. (In Russ.).