Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы дипломированным специалистом в сфере здравоохранения?
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ
С различными речевыми расстройствами у детей сталкивается каждый третий-четвертый родитель. Это проблемы с произношением звуков, чтением, письмом. Как же понять, является ли это патологической задержкой речевого развития или просто временные трудности развития? Узнайте больше о видах когнитивных нарушений, связанных с речью, проконсультируйтесь со специалистами, и найдите путь для успешной коррекции расстройств!
Читайте в этой статье:
Диагностика речевых нарушений
Классификация расстройств речи у детей
Фонационные нарушения устной речи
Структурно-семантические дисфункции
Дислексия – расстройство чтения
Дисграфия – нарушения письменной речи
Факторы риска и коррекция расстройств
Диагностика речевых нарушений у детей
Для того чтобы установить причины речевых нарушений у ребенка, необходимо исключить определенные патологические факторы и выявить фон, на котором развивается расстройство. Обычно диагностика задержки речевого развития проводится с участием нескольких специалистов. Направление на такое обследование может выдать врач-педиатр. Оториноларинголог должен посмотреть – не поврежден ли слух ребенка, насколько развит по возрасту его голосовой аппарат – исключить (или подтвердить) физиологические причины речевой дисфункции. Невропатолог поможет диагностировать состояние центральной нервной системы, проверить, нет ли органических поражений головного мозга. Психотерапевт и дефектолог – выявить уровень развития невербального интеллекта. И только тогда врач-логопед, на основании полученных данных, сможет назначить ребенку коррекционную работу. Задержка речевого развития тем лучше поддается коррекции, чем раньше начата работа.
Аппаратная диагностика головного мозга у детейКлассификация расстройств речи у детей
Когнитивные нарушения у детей, симптомы которых проявляются в устной или письменной речи, нагляднее всего систематизируются согласно клинико-педагогической классификации.
Фонационные нарушения устной речи
Расстройства устной речи, связанные с трудностями произношения, обычно относят к синдрому легких когнитивных нарушений. Симптомы при этом затрагивают такие функции как голосообразование, произношение звуков, темп речи и интонацию. Часто эти нарушения сочетаются или проявляются в смазанной форме, поэтому точный диагноз может поставить только специалист. Часто фонационные расстройства связаны с физиологическими особенностями: например, дисфония – нарушения тембра, силы, высоты голоса – вызвана дисфункцией голосового аппарата ребенка. Ринолалия («гнусавое» произношение) связана с анатомическими проблемами носоглотки. Дислалия – неправильное произношение некоторых звуков, чаще всего «л», «р», шипящих – с недоразвитостью речевого аппарата. Умеренно выраженные нарушения когнитивных функций, проявляющиеся в нарушении речи, могут быть связаны и с нервными расстройствами, например, заикание, брадилалия (ускоренный) или тахилалия (замедленный темп речи), дизартрия (нарушения артикуляции и интонации).
Структурно-семантические дисфункции
Более выраженные речевые расстройства у детей обычно связаны с поражениями речевых зон коры головного мозга. Причиной таких расстройств чаще всего бывают перинатальные поражения нервной системы. Как правило, они проявляются в виде задержки речевого развития у детей раннего возраста и не связаны с патологиями или недоразвитостью органов речи, слуха. Так, алалия – это полная или частичная задержка психоречевого развития – ЗПРР. Различают моторную алалию (ребенок понимает окружающих, но у него нарушены связи в двигательных центрах головного мозга, и он не может нормально артикулировать речь) и сенсорную алалию (ребенок плохо или совсем не понимает речь, но может ее повторять). Синдром когнитивных нарушений у детей может выражаться и в потере речи (регрессе) на фоне каких-либо заболеваний ЦНС или головного мозга. Такое состояние называется афазия. Она также может служить причиной задержки речевого развития.
Дислексия – расстройство чтения
Нарушение речи, связанное с чтением, - дислексия – одно из самых трудно диагностируемых. Ее симптомы проявляются в начале обучения и часто списываются на «лень и невнимательность». Если у ребенка, в целом нормально развитого по возрасту, наблюдаются трудности с чтением, обратите внимание на признаки различных форм дислексии. Мнестико-когнитивные нарушения в начале обучения чтению характерны для всех – нужно запомнить соответствие букв звукам, связи в предложениях, но некоторые дети слишком долго задерживаются на этом этапе.
Фонематическая дислексия. Ребенок путает похожие по звучанию буквы и звуки З-С, Ц-С, Ж-Ш.
Оптическая дислексия. Ребенок путает похожие по начертанию буквы Т-Г, П-Н, В-З.
Аграмматическое расстройство чтения. Ребенок не понимает связи слов, предлоги, управление.
Семантическая дислексия. Ученик читает механически, не понимает смысл написанного даже при полной концентрации.
Дисграфия – нарушения письменной речи
Сложность в овладении письменной речью - дисграфия – обычно сочетается с дислексией, а также некоторыми фонационными нарушениями. Нарушение устной или письменной речи важно отделять от знаний правил языка. Если присмотреться, то ошибки ребенка-дисграфика – имеют свою специфику. Как и в дислексии, ученик может путать начертание схожих букв (заяц – ваяц), заменять звуки похожими (цапля-сапля), делить слова на части, отделять приставки или присоединять предлоги в «очевидных» ситуациях (при ехал, наулице). Этот синдром когнитивных нарушений у детей имеет иную логику, чем типичные ошибки школьника начальных классов «как слышится так и пишется» (примеры: карова, сонце, щастье) и не имеют ничего общего со знанием грамматики. Их причины лежат глубже и требуют занятий со специалистами.
Коррекция когнитивных нарушений у детейФакторы влияния и коррекция расстройств речи
В большинстве случаев нарушения речи достаточно успешно исправляются на занятиях с логопедами дефектологами. В случае органических поражений, например, слуха – потребуется лечение или компенсация (слуховой аппарат), при поражении нервной системы или головного мозга – специальная терапия, в том числе медикаментозная. При этом очень важно проводить все рекомендуемые мероприятия на благоприятном психосоциальном фоне, так как когнитивные нарушения во время стресса усиливаются. Постарайтесь создать максимально доброжелательную обстановку в доме, исключить любое давление на ребенка, поговорите с педагогами в школе или в детском саду. И, конечно, наберитесь терпения – комплексная терапия обязательно даст свой результат, но при задержке речевого развития у детей он чаще всего требует немало времени.