Варианты СДВГ у детей

Варианты СДВГ у детей

Диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности - общее определение комплекса когнитивных нарушений, которые сегодня очень распространены у детей – практически в каждом классе школы бывает 1-2 ученика с проявлениями СДВГ. В целом синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется как устойчивые (длящиеся более 6 месяцев подряд), не обусловленные внешними причинами затруднения, которые препятствуют обучению и успешной социализации ребенка. Коррекция синдрома дефицита внимания у детей во многом зависит от его варианта. 

Коррекция когнитивных нарушений у детей

Читайте в этой статье:

  • Классификация СДВГ у детей

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

  • СДВГ с комбинированными нарушениями

  • Развитие симптомов СДВГ по годам

  • Лечение СДВГ у детей в зависимости от типа нарушений

Классификация СДВГ у детей

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности принято делить на три большие группы – СДВГ с преобладанием невнимательности, СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, комбинированный вариант СДВГ, где проявления повышенной активности и отсутствия концентрации перемежаются. Также поведение детей с СДВГ может быть отягощено или не отягощено дополнительной неврологической симптоматикой: нервными тиками, навязчивыми движениями, головными болями и пр. – то есть проходить либо в простой, либо в осложненной форме. Кроме того, синдром дефицита внимания и гиперактивности бывает первичным или вторичным, проходящим на фоне других заболеваний головного мозга. 

Варианты СДВГ у детей-1

СДВГ с преобладанием невнимательности

При этом варианте основные когнитивные нарушения происходят в сфере концентрации и памяти. Такой вариант детского синдрома дефицита внимания особенно характерен для девочек. Ребенок в этом случае выглядит крайне рассеянным, легко отвлекается на любые раздражители, как будто все время «витает в облаках». Типичными признаками синдрома дефицита внимания у детей являются:

  • трудности с удержанием внимания на игре или работе;

  • невнимание к деталям, много ошибок в заданиях;

  • невозможность следовать инструкциям;

  • проблемы с концентрацией на речи взрослых;

  • повышенная забывчивость, частая потеря вещей;

  • постоянная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться;

  • затруднения с самостоятельной организацией деятельности.

Для обоснованного подозрения на синдром дефицита внимания в этом варианте нужно совпадение, как минимум, половины признаков.

СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности

В некоторых случаях внимание у детей с СДВГ может быть совершенно нормальным, но беспокойство родителей и педагогов вызывают нарушения, связанные с чрезмерной возбудимостью и двигательной активностью. Так выглядит вариант СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Он чаще всего встречается у мальчиков, и может сочетаться с повышенной агрессией в младшем возрасте и антисоциальным поведением – в подростковом. Типичными психологическими характеристиками ребенка с СДВГ с преобладанием гиперактивности служат следующие симптомы, в случае, если их более половины:

  • постоянная двигательная активность ребенка;

  • невозможность длительное время сидеть без движения;

  • излишняя говорливость, несдержанность речи;

  • суетливые движения, навязчивая мелкая моторика;

  • трудность в соблюдении установленных правил поведения;

  • проблемы с выполнением спокойных заданий, тихих игр;

  • быстрая и сильная возбудимость, часто без видимых причин.

Комбинированный вариант СДВГ

Отдельный вариант - комбинированный СДВГ, при котором периоды рассеянности и заторможенности чередуются с бурной активностью. Как правило, периоды гиперактивности у такого ребенка приходятся на социальную деятельность – в детском саду, школе, а фаза дефицита внимания – на домашнее время. Иногда специалисты используют отдельный термин для определения этого состояния - гипердинамический синдром с дефицитом внимания у детей. Такой диагноз ставят при обязательном сочетании трех компонентов – дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности, которая выглядит следующим образом:

  • частое перебивание других людей, вмешательство в игры детей;

  • преждевременная реакция на вопросы (отвечает, не дослушав);

  • спонтанность реакций и поведения, переменчивость настроения;

  • нетерпеливость – ребенок не может дождаться своей очереди.

Считается, что комбинированный СДВГ встречается у детей чаще всего.

Развитие симптомов СДВГ по годам

Несмотря на то, что СДВГ ярче всего проявляется при обучении в школе, его можно иногда заметить и в раннем возрасте. Синдром дефицита внимания у дошкольников иногда дебютирует в первый год жизни. Предвестниками будущего синдрома гиперактивности может служить гипервозбудимость младенца, а родители детей с синдромом дефицита внимания без гиперактивности отмечают, что у их ребенка были задержки в психомоторном развитии. Часто на синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста обращают внимание воспитатели в саду – ребенок сложнее других социализируется, и в зависимости от акцента СДВГ ведет себя либо неуправляемо, либо отстраненно. Обучение таких детей затруднено, даже при наличии высокого интеллекта. Гиперактивность и синдром дефицита внимания у детей школьного возраста, как правило, служит поводом для обращения к врачу – чаще всего СДВГ диагностируют в 7-8 лет.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Коррекция

Лечение СДВГ у детей в зависимости от типа нарушений

Цели и задачи коррекции детей с СДВГ зависят от варианта синдрома, тяжести его проявления, наличия или отсутствия других когнитивных расстройств. В большинстве случаев СДВГ является легким нарушением и акцент в терапии делается на психолого-педагогические методы. Так, для детей с синдромом дефицита внимания без гиперактивности показано обучение в небольших группах, при непосредственном визуальном контакте с преподавателем, так как это повышает внимание. У гиперактивных детей со склонностью к агрессии часто бывает сложная обстановка в семье, что требует семейной психотерапии. Детям со всеми формами СДВГ показана лечебная физкультура и другие формы немедикаментозного воздействия. Препараты для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности включают в себя ноотропные, успокаивающие, психостимулирующие средства, а также лекарства комплексного воздействия, направленные на поддержание, адаптацию и восстановление когнитивных функций. Как лечить СДВГ у детей – непростой вопрос, ответ на который зависит от многих факторов. Дать рекомендации родителям детей с СДВГ могут только специалисты по результатам тщательного обследования, а результаты лечения во многом зависят от вашей любви и терпения, ведь воспитание детей с СДВГ – очень непростой и долгий процесс.

Статьи
Дозозависимое действие кортексина при хронической ишемии мозга

Читать дальше
Оценка эффективности препарата Кортексин в терапии пациентов с постковидным синдромом
Читать дальше
Нейропептиды в реабилитации пациентов после инсульта
Читать дальше
Дисфазия развития у детей
Читать дальше
Лечение детей с ушибом головного мозга
Читать дальше
Нарушения управляющих функций у детей с дислексией
Читать дальше