Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы дипломированным специалистом в сфере здравоохранения?
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ
Речь – это способность людей общаться друг с другом.
Речь включает в себя два процесса – формирование мыслей и их восприятие.
Для формирования речи используются определенные конструкции: наборы символов, звуков и знаков, которые имеют смысловое значение.
Восприятие основано на способности узнавать и осмыслять эти речевые конструкции.
Для нормального функционирования речевого аппарата необходимо сочетание следующих компонентов:
Согласно данным статистики, в России у каждого четвертого школьника есть речевые расстройства.
Различают несколько видов речевых расстройств:
Алалия – это врожденное отсутствие или недоразвитие речи из-за центральной нервной системы во время внутриутробного развития. Слух и интеллектуальные способности у детей с данной патологией сохранены.
Алалия появляется при повреждении отделов коры больших полушарий, отвечающих за речь. Причинами такого состояния могут быть:
Существуют две формы алалии:
Помимо речевых нарушений, дети с алалией быстрее устают, обладают сниженным вниманием и концентрацией. Нередко у них встречается отставание в психическом развитии.
Афазия – это приобретенное нарушение речи, которое развивается после поражения ответственных за речь нервных структур.
Главное отличие от алалии заключается в том, что при афазии возникают проблемы с уже сформированной речью.
Причины афазии такие же, как и алалии, но действуют они в другие сроки – после рождения ребенка.
Выделяют следующие типы афазии:
Дизартрия – проблемы с речью, обусловленные ухудшением иннервации речевых мышц. Речь становится невнятной и нечленораздельной. Ухудшается артикуляция, речевое дыхание и темп произношения слов и звуков.
Дизартрия чаще всего развивается при детском церебральном параличе. Данное состояние может возникнуть после некоторых инфекций (энцефалит, менингит), среднего отита и черепно-мозговых травм.
Речевые расстройства, связанные с функциональным повреждением коры больших полушарий мозга.
Данный вид нарушений включает в себя:
При этих расстройствах нет повреждения нервных структур или мышц, они вызваны дискоординацией в работе отдельных элементов речеобразующего аппарата.
Выделяют следующие виды речевых нарушений, связанных с анатомическими дефектами:
Речевые нарушения, обусловленные педагогической запущенностью, развиваются в тех ситуациях, когда ребенок по какой-либо причине не обучен речи.
Такие ситуации могут возникнуть в низких социальных слоях общества, если родители не уделяют достаточно вниманию сыну или дочери.
Все анатомические отделы речевого аппарата не имеют физических повреждений и могут нормально работать, но у ребенка нет нужных навыков и знаний.
Чтобы выявить речевые расстройства, необходимо внимательное наблюдение. В норме, дети в определенные сроки осваивают звуки, составляют слова и предложения. Например, в 2-3 месяца малыш общается с помощью крика, в 3-6 – с помощью гуления. В 1-2 года ребенок уже должен произносить гласные “а”, “о”, “э” и согласные “п” и “б”. Если возникает отставание в сроках появления и развития речевых инструментов, это повод заподозрить речевые расстройства.
В первую очередь следует обратиться к врачу-педиатру и получить консультацию логопеда.
Для более точной диагностики могут использоваться:
В каждом случае лечение должно быть направлено на устранение причины, вызвавшей данной состояние.
Кортексин – это лекарственный препарат, относящийся к группе ноотропов. Он оказывает специфическое воздействие на нервную ткань. Средство защищает нейроны от разных видов агрессивных воздействий: интоксикаций, недостатка кислорода и питательных веществ. Кроме этого, Кортексин ускоряет процессы восстановления уже поврежденных нервных структур. Еще одно свойства лекарства – способность нормализовывать взаимодействие нейронов друг с другом, из-за чего улучшаются когнитивные процессы: память, внимание и концентрация.
Речевые расстройства у детей могут быть разными. В каждом отдельном случае необходима тщательная диагностика для установления диагноза и выявления причин таких состояний. Чем раньше будет выявлена патология, тем больше шансов на нормальное развитие речи в дальнейшем.