Речевые расстройства у детей

Речевые расстройства у детей

Речь – это способность людей общаться друг с другом.

Речь включает в себя два процесса – формирование мыслей и их восприятие.

Для формирования речи используются определенные конструкции: наборы символов, звуков и знаков, которые имеют смысловое значение.

Восприятие основано на способности узнавать и осмыслять эти речевые конструкции.

Для нормального функционирования речевого аппарата необходимо сочетание следующих компонентов:

  • Наличие правильно сформированных анатомических элементов, участвующих в речеобразовании: костей черепа, лицевых мышц, неба и языка.
  • Полноценное развитие нервной системы и отсутствие ее повреждений.
  • Правильное обучение ребенка навыкам речи родителями и педагогами.

Согласно данным статистики, в России у каждого четвертого школьника есть речевые расстройства.

Различают несколько видов речевых расстройств:

  • Алалия.
  • Афазия.
  • Дизартрия.
  • Речевые расстройства, связанные с функциональным повреждением коры больших полушарий мозга.
  • Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами.
  • Речевые нарушения, обусловленные педагогической запущенностью.

Алалия

Алалия – это врожденное отсутствие или недоразвитие речи из-за центральной нервной системы во время внутриутробного развития. Слух и интеллектуальные способности у детей с данной патологией сохранены.

Алалия появляется при повреждении отделов коры больших полушарий, отвечающих за речь. Причинами такого состояния могут быть:

  • Воспалительные заболевания нервных структур – энцефалиты, миелиты, энцефаломиелиты.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Недостаток кислорода (гипоксия).
  • Поражение сосудов головного мозга.
  • Длительное голодание.
  • Нарушения обмена веществ.

Существуют две формы алалии:

  • Моторная – нарушение выражения своих мыслей с помощью речевых инструментов. У больного возникают сложности с овладением словами и синтаксическими конструкциями. Пациенты используют для общения жесты и мимику. Обращенную речь такие дети понимают. Моторная алалия обусловлена поражением центра Брока – участка коры головного мозга, ответственного за работу речедвигательного аппарата.
  • Сенсорная – ухудшение понимания речи. Ребенок не осознает значения слов и фраз. Данное состояние вызвано поражением центра Вернике – высшего отдела ЦНС, отвечающего за работу слухоречевого анализатора.

Помимо речевых нарушений, дети с алалией быстрее устают, обладают сниженным вниманием и концентрацией. Нередко у них встречается отставание в психическом развитии.

Афазия

Афазия – это приобретенное нарушение речи, которое развивается после поражения ответственных за речь нервных структур.

Главное отличие от алалии заключается в том, что при афазии возникают проблемы с уже сформированной речью.

Причины афазии такие же, как и алалии, но действуют они в другие сроки – после рождения ребенка.

Выделяют следующие типы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (афазия Брока) – возникает при поражении центра Брока. Больные строят односложные, “телеграфные” предложения, испытывают сложности с переключением с одного слова на другое. Также для них характерны нарушения письма и чтения.
  • Афферентная моторная афазия – является следствием расстройства работы нижних отделов задней центральной извилины. Пациенты с данной патологией с трудом подбирают нужные звуки в словах.
  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) – появляется при повреждении центра Вернике, расположенного в заднем отделе верхней височной извилины. Этот центр отвечает за восприятие звуковой речи. Больные составляют предложения, слова в которых не связаны логически и по смыслу.
  • Амнестическая афазия – возникает при поражении теменно-затылочных отделов мозга. Человек понимает, для чего нужен тот или иной предмет, но не может вспомнить его название.
  • Семантическая афазия – также обусловлена поражением теменно-затылочных отделов. Для этой формы характерна сниженная способность к пониманию связей между словами и грамматических конструкций. Сложные предложения становятся непонятными, а скорость чтения и письма снижаются.

Дизартрия

Дизартрия – проблемы с речью, обусловленные ухудшением иннервации речевых мышц. Речь становится невнятной и нечленораздельной. Ухудшается артикуляция, речевое дыхание и темп произношения слов и звуков.

Дизартрия чаще всего развивается при детском церебральном параличе. Данное состояние может возникнуть после некоторых инфекций (энцефалит, менингит), среднего отита и черепно-мозговых травм.

Речевые расстройства, связанные с функциональным повреждением коры больших полушарий мозга.

Данный вид нарушений включает в себя:

  • Заикание – нарушение скорости, плавности, темпа и ритма речи, обусловленное судорогами речевых мышц.
  • Мутизм (немота) – отсутствие разговорной речи.
  • Сурдомутизм (глухонемота) – отсутствие речи и слуха.

При этих расстройствах нет повреждения нервных структур или мышц, они вызваны дискоординацией в работе отдельных элементов речеобразующего аппарата.

Речевые нарушения, связанные с анатомическим дефектами

Выделяют следующие виды речевых нарушений, связанных с анатомическими дефектами:

  • Механическая дислалия – расстройство речи, вызванное неправильным и аномальным строением артикуляционного аппарата: гортани, голосовых складок, языка, твердого и мягкого неба, зубов, губ и носоглотки.
  • Ринолалия – изменения произношения звуков и слов, обусловленное патологическим устройством носовой полости.

Речевые нарушения, обусловленные педагогической запущенностью

Речевые нарушения, обусловленные педагогической запущенностью, развиваются в тех ситуациях, когда ребенок по какой-либо причине не обучен речи.

Такие ситуации могут возникнуть в низких социальных слоях общества, если родители не уделяют достаточно вниманию сыну или дочери.

Все анатомические отделы речевого аппарата не имеют физических повреждений и могут нормально работать, но у ребенка нет нужных навыков и знаний.

Диагностика речевых расстройств у детей

Чтобы выявить речевые расстройства, необходимо внимательное наблюдение. В норме, дети в определенные сроки осваивают звуки, составляют слова и предложения. Например, в 2-3 месяца малыш общается с помощью крика, в 3-6 – с помощью гуления. В 1-2 года ребенок уже должен произносить гласные “а”, “о”, “э” и согласные “п” и “б”. Если возникает отставание в сроках появления и развития речевых инструментов, это повод заподозрить речевые расстройства.

В первую очередь следует обратиться к врачу-педиатру и получить консультацию логопеда.

Для более точной диагностики могут использоваться:

  • Специальные тесты на уровень развития устной и письменной речи, памяти и интеллектуальных процессов.
  • Компьютерная томография (КТ).
  • Магнитно-резонансная томография.
  • Ультразвуковое исследование сосудов головы и шеи (УЗДГ).
  • Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  • Электромиография (ЭМГ).

Лечение речевых расстройств у детей

В каждом случае лечение должно быть направлено на устранение причины, вызвавшей данной состояние.

Могут применяться следующие направления терапии:

  • Хирургическое лечение – реконструктивное восстановление поврежденных анатомических элементов и протезирование. Используется в основном при речевых нарушениях, вызванных повреждениями органов речевого аппарата: твердого неба, носовых перегородок и лицевых мышц.
  • Массаж.
  • Реабилитационные мероприятия – лечебная физкультура, артикуляционная гимнастика и физиотерапия.
  • Занятия с логопедом.
  • Медикаментозная терапия – прием ноотропов, нейролептиков, витаминов.

Использование Кортексина при речевых расстройствах

Кортексин – это лекарственный препарат, относящийся к группе ноотропов. Он оказывает специфическое воздействие на нервную ткань. Средство защищает нейроны от разных видов агрессивных воздействий: интоксикаций, недостатка кислорода и питательных веществ. Кроме этого, Кортексин ускоряет процессы восстановления уже поврежденных нервных структур. Еще одно свойства лекарства – способность нормализовывать взаимодействие нейронов друг с другом, из-за чего улучшаются когнитивные процессы: память, внимание и концентрация.

Речевые расстройства у детей могут быть разными. В каждом отдельном случае необходима тщательная диагностика для установления диагноза и выявления причин таких состояний. Чем раньше будет выявлена патология, тем больше шансов на нормальное развитие речи в дальнейшем.

Речевые расстройства у детей-1

Речевые расстройства у детей-2

Статьи
Дозозависимое действие кортексина при хронической ишемии мозга

Читать дальше
Оценка эффективности препарата Кортексин в терапии пациентов с постковидным синдромом
Читать дальше
Нейропептиды в реабилитации пациентов после инсульта
Читать дальше
Дисфазия развития у детей
Читать дальше
Лечение детей с ушибом головного мозга
Читать дальше
Нарушения управляющих функций у детей с дислексией
Читать дальше